Алиса Барабаш – художница, позиционирующая себя в качестве представителя нового эстетического направления, БОНИЗМА (лат. bona, bonum – благо, преумножение), родилась в г. Сухуме в 1974 г. , окончила Художественное училище в 1997 по специальности художник-оформитель, а затем АГУ по специальности педагог изо в 2002 г.
К зрелому творчеству А. Барабаш пришла приблизительно к тридцати годам, когда обнаружила свой оригинальный, новаторский ракурс на вещи и глубоко осмыслила свое человеческое предназначение. С этого момента процесс творчества стал для нее не просто областью мастерства и отточенной техники, но средством релаксации – окном в сферу внутреннего духовного мира. Действительно, работы этой талантливой художницы излучают свет умиротворения и духовной тайны, настраивают созерцателя на самый высокий лад лицезрения верховного Символа бытия. О целом ряде ее работ можно сказать, что они обладают непреходящей ценностью и являются отголоском истинного новаторства в живописи. В чем секрет этого прорыва, этого, скажем без преувеличения, крупного достижения в сфере художественной деятельности? Ключ к дешифровке этого эстетического феномена находится в сфере осмысления природы теургического искусства. А. Барабаш – является талантливым тонким проводником теургического мифа о Софии, таинственной ипостаси Творца. Древний миф о Премудрости преумножился в ее творчестве, стал подлинно БОНИЧЕСКИМ ОБРАЗОМ, то есть образом, несущим в себе свет блага и преумножения истины. Еще одна весомая деталь, проливающая свет на источник вдохновения в творчестве этой озаренной художницы. А. Барабаш, будучи наделенной тонким поэтическим вкусом, часто опирается в своем творчестве на художественные произведения Романа Барабаша, своего брата, поэта-теурга, автора трехтомной эпопеи «КОЛОКОЛ ИМЯСЛАВИЯ». Образ поэта-благовестника проходит красной нитью почти через все полотна А. Барабаш, являясь звонким живописным свидетельством состоявшегося Договора между сакральными силами бытия и новым человечеством. Идея осуществления этого Договора ярко запечатлена в работе «Алый лебедь» (2006 г. ), где в центре полотна воплощен символический образ СОФИИ в виде коронованного лебедя, окруженного двумя свидетелями: первый из них – поэт, открывший существо верховного Символа, и второй – художница, созерцающая и воплощающая рождения этого теургического акта. Особняком в цикле произведения А. Барабаш стоит работа – «Вестник Совета» (2008 г. ). На этом полотне воплощено симфоническое естество божественного Совета: София в пяти загадочных ликах. Эти образы не поддаются прямолинейной интерпретации, но знаменуют собой высшее согласие в недрах совершенной Софии. На полотне «Древо Жизни» (2006 г. ) отражается символическими средствами утраченная ветка святого рода, у истоков которого стоит первая чета благословенного человечества – Адам и Ева. Холст «Звезда Кавказа» (2008 г. ) знаменует собой явление «всадника на белом коне», которому отмерено победить хаос силою вдохновенного поэтического Слова. Работа «Радуга Завета» (2006 г. ) представляется смелым актом воспроизведения идеи эволюции Завета, причем очередной импульс этого священного акта задают лица творческого склада, поэты и писатели, судя по книгам-птицам, летящих в глубину небесных сфер. Ярким образцом медитативной живописи является полотно «Созерцание» (2007 г. ), где воплощен образ просветленной девушки, созерцающей Символ всеединства. БОНИЧЕСКИЙ МИФ достигает своего апогея в работе «София-художница», где художнице удалось посредством символических образов связать воедино сложную картину многополярного космоса и найти оригинальные графические приемы для воплощения светозарного образа Софии. В работе «Вознесение» (2006 г. ) раскрываются грани трансфима и совмещены разные временные векторы Истории посредством воплощения образа Ильи-пророка и поэта-благовестника «последних времен». Еще одним ярким образцом художественной реализации БОНЧЕСКОГО МИФА является холст «Вечерний сад» (2005 г. ), где также воплощается идея многополярного мира и образ поэта-вестника в качестве гаранта этого единства. Своеобразным венцом творчества А. Барабаш следует признать работу «Мед поэзии» (2005 г. ), на которой запечатлен вестник Софии, восседающий на альбатросе и поражающий пером в виде копья гигантскую осу, олицетворяющую хищное начало в природе.
Работы А. Барабаш являются столь захватывающими и сильными по причине зрелого убедительного сочетания формальных средств и мифического содержания, помноженного на достоверный, выстраданный опыт приобщения к высшей жизненной правде, что подчеркивает в ней не только художественную силу кисти, но и большую душу, светлое человеческое сердце.
|