Михаил Николаевич Гребенков. Фронтовик, художник, архитектор-реставратор, ученик П. Д. Барановского, храмостроитель, художник-педагог, человек, преданный искусству, последователь школы рисунка великого русского художника-педагога Павла Петровича Чистякова.
В 70–80-е годы Михаил Николаевич стал учителем тех, кто должен был ступить на педагогическое поприще, кому предстояло стать художниками и иконописцами нашего времени. Он учил не только рисовать, он учил выстраивать рисунок жизни…
С 1933 по 1936 год он учился в Ленинградской детской художественной школе – интернате для одаренных детей, с 1939 по 1941-й – в средней художественной школе Управления по делам искусства СНК РСФСР, созданной при Художественном институте им. В. И. Сурикова.
Придя с фронта, в 1944 году Михаил Николаевич поступил в МГХИ им. В. И. Сурикова, где проучился с перерывами по 1954 года. Самостоятельный творческий путь его начался с середины 50-х. С этого времени и почти до конца 60-х он работал художником-оформителем в Метрострое, занимался батиком и выполнял небольшие заказы для газетно-журнальной периодики.
Он заново обратился к истокам классической академической школы, органично овладел системой П. П. Чистякова и методами работы его учеников – Сурикова, Серова, Врубеля, В. Е. Савинского, Репина, Крымова, многих других и оставался последователем чистяковской художественной школы до конца своей жизни.
С Петром Дмитриевичем Барановским Михаил Николаевич познакомился в 1969 году. Эта встреча определила его последующую жизнь, связав ее с изучением памятников архитектуры, их реставрацией и реконструкцией. Более десяти лет под руководством П. Д. Барановского Михаил Николаевич совместно с группой архитекторов работал над восстановлением архитектурного комплекса Крутицкого подворья.
С 1986 году к Михаилу Николаевичу начинают обращаться за консультациями по архитектурно-восстановительным работам в разрушенных храмах и монастырях. В 1989 году он консультировал проведение реставрации подмосковной церкви Святого Дмитрия Солунского.
В 1990-м – помогал в восстановлении Свято-Введенской Оптиной пустыни. В 1992-м при его участии в московском храме Святителя Николая в Кленниках проектировался иконостас Казанского придела, за что художники остались ему крайне признательны. Здесь же по его проекту был выполнен портал южного дверного проема.
|